Cтиль и идеология архитектурного искусства |
Понятия архитектурного стиля и идеологии, может и схожи между собой по логике, но различны по смыслу. Архитектурная идеология подразумевает под собой куда более широкое понятие, в отличие от стиля. На протяжении всего ХХ века продолжалась борьба между наиболее распространенными архитектурными идеологиями столетия: «модернизмом» и «историзмом». Каждая из них базировалась на свою систему ценностей, которые почти не пересекались между собой.
Но как бы там ни было при малейших пересечениях ценностей все же может возникать особая, внестилевая архитектура, имя которой "эклектика". В архитектурной идеологии используются специальные основы и аксиомы, на основании которых и работают архитекторы. Архитектура сама по себе представляет собой синтез искусства и технологий, поэтому и основа архитектурной идеологии опирается на эстетику, которая формируется при помощи художественных и инженерных приемов. К середине XIX века в основе архитектуры лежала последовательная модернизация художественных и технологических приемов Древнего Мира. Системы стоечно-балочного характера, также как и формальные приемы, которые так сильно придавали ей благопристойный эстетичный вид, поддались эволюции, но при этом смогли остаться неизменными ведущие, базовые параметры, такие как: соответствие высоты окна к ширине, возвышенности колонн к их толщине ограничивались не именно прописанными канонами, а скорее всего технологическими ограничениями. Следует также отметить, что прописные каноны (как, к примеру, "Строительные уставы") тоже чаще всего создавались в первую очередь для того, чтоб можно было контролировать соблюдение строительных технологий в тяжелых условиях недостачи числа квалифицированных инженеров-конструкторов в провинциях. Эстетические каноны на протяжении всего времени своего существования постоянно изменялись; малозаметная взаимосвязь, которая всегда существовала между архитектурой и другими видами искусства, постоянно стремилась к адаптации строительства к художественным требованиям общества. Такую архитектурную идеологию и называют идеологией "историзма". В период промышленной революция XIX века, в ходе которой появились не только паровозы, пароходы и ткацкие станки, но и такой материал, как железобетон, а также появление вместе с ним и железобетонного и металлокаркаса, что смогло принципиально изменить возможности строительства. Но художественного понимания возможностей новых технологий не производилось до 1910-х годов. В конструкциях зданий, где использовалась каркасная технология, было заметно оформление по канонам еще архитектурной архаики. После рождения идеологии "модернизма" произошло слияние строительных технологий периода Промышленной революции и эстетического искусства авангардного стиля. Достижения в сфере изобразительных искусств, возникновение нефигуративной живописи, дало толчок к тому, чтобы пересмотреть архитектурную форму. Следует отметить, что первыми людьми, кто использовал новые технологии и которых впоследствии стали считать архитекторами-модернистами были Ле Корбюзье и Татлин. Однако на самом деле архитекторами они изначально не были, они были обычными художниками, которые просто рискнули поработать с архитектурной формой, в результате чего они сумели сделать прорыв к новой архитектурной идеологии. Если считать конец XIX и начало ХХ века периодом многих попыток применить новые технологии в рамках идеологии историзма ("модерн", эклектика XIX в., "псевдоготика", "неорусский" стиль), то в дальнейшей истории ХХ века можно наблюдать яркую борьбу историзма и модернизма. Так как появившиеся в этот период стили, лежат в основе той или иной идеологии архитектуры. Неоклассика, "сталинский соцреализм", Ар-деко, постмодернизм – все это стили историзма, а к стилям модернизма отошли – неомодернизм, конструктивизм, функционализм, рационализм, брежневская и хрущевская архитектура. |